Выдающихся вершин в XVII веке достигла японская поэзия. Япония – загадочная страна, несколько веков она сопротивлялась проникновению европейцев, поэтому представления о японской литературе были в Европе крайне отрывочными и неточными. И сегодня нам непросто понять строй мыслей и чувств далекого народа, хотя очарование и изысканность японской культуры очевидны для всех. К XVII веку в Японии сложилась могучая классическая поэтическая традиция, которую развевала школа Тэймон. Новая школа Данрин («Лес проповедей» - буддийский термин в шуточном смысле) широко использовала пародию. Поэты школы Данрин противопоставили изысканной технике классического стиха непосредственность чувств. Обе школы широко использовали жанры танка и хокку. Жанр танка («короткая песня») – излюбленный жанр классической японской поэзии. Образцы танка появились еще в XVIII веке (антология «Манъёсю»). Танка – нерифмованное пятистишье, строки которого включали 5, 7, 5, 7, 7 слогов. Жанр хокку (то есть «начальные стихи», в XX веке японцы стали называть этот жанр иначе – хайку) – один из наиболее популярных жанров японской поэзии. Он возник около XVI века на основе первой строфы жанра танка («короткая песня»). В хокку – три строки, в которых 5, 7, 5 слогов. Первые авторы хокку (Аракида Моритакэ, Ямадзаки Сокана) подходили к хокку как к «развлечению за чаем и вином». В условиях литературной борьбы этих школ сформировалось творчество одного из величайших поэтов Басё (настоящее имя – Мацуо Мунэфуса, 1644 - 1694). Он происходил из семьи небогатого самурая, учителя каллиграфии. Уже в юности увлекся китайской и японской поэзией, в 1664 году опубликовал два первых своих стихотворения. В годы ученичества Басё работал в традиции сначала школы Тэймон, потом школы Данрин. В 1677 году он стал профессиональным учителем поэзии. Один из учеников подарил ему маленький домик у пруда с банановыми пальмами (басё, отсюда псевдоним). К 40 годам (возраст первой старости, по представлениям японцев) поэт окончательно оформил свой стиль сёфу («стиль Басё»). Он избрал жанр хокку. Басё возвел его в ранг серьезного жанра, ставшего ведущим в японской поэзии. Басё был последователем дзен-буддизма. В соответствии с философией этой разновидности буддизма, истина постигается путем длительной медитации, в результате которой возникает внезапное озарение: достаточно какой-нибудь внешне незначительной детали, на которой сосредоточено медитирование, как вдруг весь мир постигается через интуитивную аналогию части и целого. Не наука с ее расчленением, анализом, а поэзия с ее способностью через символ, намек передать ощущение целого, соответствует такому способу восприятия мира. Басё работал над хокку очень долго, иногда несколько лет (как это было с хокку о вороне, первый вариант которого относится к 1680 году). Вот этот маленький шедевр: На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. Для сравнения: его выдающийся современник Ихара Сайкаку как поэт, принадлежавший школе Данрин, мог написать в присущей школе шутливой манере тысячу строф в день. После пожара в Эдо, в котором сгорел и домик Басё (1682), поэт отправился путешествовать по Японии. Он написал пять путевых дневников, из которых самый знаменитый – «По тропинкам Севера» (1689). Смерть застала его в городе Осака, где он умер 12 октября 1694 года, окруженный учениками. Один из них, Хаттори Тохо, так охарактеризовал Басё: «Новизна – цвет поэзии. Старое не цветет. И деревья дряхлеют. Учитель изнурял себя до настоящей худобы в поисках новизны, и он дышал новизной. Он радовался всякому, кто хоть немного чуял ее, и поощрял его усердие. Если не искать упорно все изменчивое, не будет новизны. Новизна возникает, когда в поисках поэтической правды приближаешься хоть на единый шаг к природе. В XVIII веке расцвета достигает японский театр – придворный театр Но (название театра возникший еще в 1374 году), городской театр Кабуки, театр кукол Дзёрури. Крупнейший японский драматург Тикамацу Мондзаэмон (1653 - 1724) написал множество трагедий на сюжеты драм театра Но, феодальных хроник, где борьба долга и чувства заканчиваются победой долга. Он сотрудничал с театром Кабуки, где эти сюжеты были популярны. Но с 1705 года он стал писать пьесы исключительно для театра Дзёрури, дававшего драматургу самую большую свободу творчества. Здесь расцвел его талант мастера «бытовой драмы», в которой действуют простые горожане, конфликт долга и чувства решается в пользу чувства, но герои почти всегда гибнут. Драматург перевел конфликт из сферы внешних событий в сферу душевной жизни героев, его произведения насыщены невиданными для японской литературы психологизмом. Великим событием в истории японской культуры считается постановка драмы Тикамацу Мондзаэмона «Двойное убийство влюбленных в Сонэдзаки» (1703). Самое сильное место в пьесе – сцена пути влюбленных к месту самоубийства, пронизанная лиричностью и трагизмом. Самоубийством героев заканчиваются и другие его бытовые драмы – «Девушка из Хаката в пучине бедствий» (1718), «самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» (1721) и другие. Такое решение финалов противоречило конфуцианству, и рассматривалась властями как позиция, идущая вразрез с официальной моралью. Поэтому в 1722 году вышел правительственный указ, запрещающий постановку драм, в которых изображается самоубийство влюбленный. Так еще при жизни величайшего японского драматурга многие из его шедевров были запрещены. Однако в наши дни «Двойное самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» и другие пьесы Тикамацу Мондзаэмона становятся по всему миру, в том числе и в нашей стране. В драме Тикамацу Мондзаэмона «Двойное самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» бездетный хозяин решает женить честного приказчика Токубэя на своей племяннице и сделать его наследником. Но Токубэй любит гетеру о-Хацу, и, узнав это, хозяин выгоняет его из лавки и даже из города. Чтобы соединиться с о-Хацу, Токубэй должен выкупить ее. Деньги становятся причиной несчастья влюбленных: Токубэя необоснованно обвиняют в том, что он, чтобы раздобыть их, обворовал хозяина. Во имя восстановления чести Токубэй решает покончить с собой, и о-Хацу к нему присоединяется.
|